Ошибки операторов, приводящие к авариям КМУ

Краново-манипуляторные установки применяются в строительстве, логистике, коммунальном хозяйстве. Однако, КМУ подвержены аварийным ситуациям и поломкам. В подавляющем большинстве случаев эти проблемы связаны не с конструктивными дефектами, а с действиями операторов и нарушениями правил эксплуатации.

Недостаток подготовки операторов — главная причина аварий

Основным источником неисправностей остаётся неопытность или недостаточная квалификация водителей-операторов. Управление КМУ требует обязательного изучения руководства, понимания технических особенностей установки и практических навыков под контролем наставника. Игнорирование инструкций приводит к ситуациям, которые можно было бы полностью предотвратить.
Одной из самых типичных ситуаций является забывчивость оператора: переходя из транспортного положения в рабочее, он не снимает фиксирующие пальцы. В лучшем случае повреждается кронштейн, в худшем стрела «выстреливает» вниз, создавая угрозу повреждения техники и окружающих объектов.
Неубранные аутригеры — частая причина аварийных случаев. Они цепляются за препятствия или получают удар в процессе движения автомобиля. Сюда же относятся:
  • удары стрелой о кабину;
  • наезды на препятствия при работе в стеснённых условиях.
Неопытный оператор часто не чувствует массу поднимаемого груза. Между тем, гидроцилиндры разных секций стрелы обеспечивают различную долю грузоподъёмности — от 15 до 85 %. Превышение допустимых значений приводит к перегрузкам и повреждениям КМУ.
Отказ от полной установки упоров — одна из наиболее опасных ошибок. Уменьшение ширины опор увеличивает риск опрокидывания машины при попытке подъёма тяжёлого груза.
Иногда оператор пытается использовать стрелу как рычаг для подъёма автомобиля или выталкивания машины из грязи. Подобные действия создают экстремальные нагрузки и почти гарантированно приводят к серьёзным поломкам, ведь механическая защита от перегрузки в конструкции КМУ отсутствует.

Неправильный выбор гидравлического масла

Одной из частых ошибок является использование масла, не соответствующего требованиям по вязкости и составу. Неподходящая рабочая жидкость приводит к:
  • повышенной нагрузке на элементы гидросистемы;
  • ускоренному физическому износу узлов;
  • снижению срока службы насосов, цилиндров и распределителей;
  • риску аварийного отказа системы.
Чтобы избежать подобных проблем, необходимо соблюдать стандарты производителя и своевременно проводить замену масла.

Игнорирование технического обслуживания

Вторая крупная группа причин связана с отсутствием регулярного ТО. Недостаток смазки, несвоевременная проверка механизмов и отсутствие профилактики приводят к повышенному трению и интенсивному износу деталей. Уже через 2–3 года эксплуатации без должного ухода появляются:
  • люфты в секциях стрелы;
  • свободный ход колонны;
  • разбалтывание аутригеров;
  • снижение точности и безопасности работы.
Регулярное ТО значительно продлевает срок службы КМУ и предотвращает дорогостоящие поломки.
Made on
Tilda