КМУ с тросовой подвеской крюка
В промышленно развитых странах краноманипуляторные установки (КМУ) в настоящее время получили широкое распространение.
Значительная часть среднетоннажных и тяжелых грузовых автомобилей оснащены КМУ, чаще всего это автомобили с бортовым кузовом или специальной платформой. Грузовик с краном-манипулятором по определению является универсальной техникой, а если КМУ еще оснащена набором сменного рабочего оборудования, то функциональные возможности такой машины расширяются многократно.
В Европе получила распространение шарнирно-сочлененная схема КМУ, в Японии большей популярностью пользуются телескопические КМУ с тросовой подвеской грузового крюка. Российские производители КМУ в основном придерживаются европейских конструкторских традиций, однако есть и «японские» примеры.
Однозначно сказать, что одна схема лучше, чем другая, нельзя. КМУ с телескопической стрелой и тросовой подвеской крюка обладает своими плюсами и минусами. Конструктивно установка состоит из следующих основных несущих элементов: опорной базы, выносных опор, поворотной платформы, колонны и телескопической стрелы. Невыдвижная секция стрелы шарнирно крепится на колонне, подъем-опускание ее, как правило, осуществляется с помощью одного или двух гидроцилиндров. Количество секций стрелы варьируется от двух до шести. Для их выдвижения используются гидроцилиндры и ускорительные полиспасты. В транспортном положении стрела располагается вдоль по ходу или против хода машины.
Место установки лебедки может быть различно: ее устанавливают на корпусе поворотного устройства, на первом (не телескопируемом) звене стрелы или на оголовке последнего звена стрелы. В последнем случае грузоподъемность крана частично «съедается» за счет массы лебедки. Как правило, на несколько сотен килограммов. Однако такой вариант имеет не только недостатки, но и достоинства. Закрепленная на быстросъем-ных шарнирах лебедка может быть заменена другим видом сменного рабочего оборудования: рабочей платформой, буровой установкой и т.д.
Ряд моделей КМУ имеют несколько ступеней выдвижения аутригеров. Существуют также поворотные в горизонтальной плоскости аутригеры. Такой вариант подходит в том случае, если традиционные выдвижные аутригеры закрывают свободный доступ к каким-либо системам или механизмам базового грузовика. Для автомобилей-эвакуаторов существуют специальные модели КМУ с высокими аутригерами, поднимающими передок эвакуатора на высоту, благодаря чему задняя часть опускается до уровня земли. Зарубежные изготовители предлагают также, обычно как опцию, радиоуправление КМУ с выносного пульта.
КМУ с телескопической стрелой и тросовой подвеской крюка имеют ряд существенных достоинств. В отличие от шарнирно-сочлененных КМУ, у них меньше общее количество узлов и шарнирных соединений, благодаря чему их конструкция более проста и надежна и, следовательно, имеет больший ресурсный запас. Это влечет за собой снижение затрат на эксплуатацию и ТО. Такие КМУ, при прочих равных условиях, характеризуются меньшими массой и геометрическими размерами. Гидравлический привод лебедки обеспечивает низкие посадочные скорости, что актуально при монтажных работах. Тросовая подвеска крюка позволяет поднимать/опускать груз из-за препятствия (стены, забора), а также опускать крюк ниже уровня земли (до 18 и более метров). Возможность манипуляций крюком (путем оттяжки троса) дает возможность более точно позиционировать груз при опускании.
В числе основных недостатков можно назвать меньшую рабочую зону (в сравнении с шарнирно-сочлененными КМУ), за счет «заделок» секций увеличивается масса стрел, и из-за «заделок» для получения большого вылета стрелы требуется большее количество секций; телескопирование секций возможно, еcли на пути нет препятствий. Применение в качестве дополнительного сменного рабочего оборудования гуськов, удлинителей и др. может существенно расширить технологические возможности КМУ с телескопической стрелой и тросовой подвеской крюка.
Как уже говорилось, тон в производстве телескопических КМУ с тросовой подвеской крюка задают японцы. Наибольшее распространение получила техника Unic компании «Furukawa Unic Corporation» и Tadano одноименного изготовителя. Фирма «КАТО» также выпускает КМУ с тросовой подвеской крюка, однако в этом секторе строительной техники в лидерах она не значится. Основной упор фирма делает на классические мобильные краны грузоподъемностью до 400 т.
На сегодняшний момент Россию наводнили бывшие в употреблении японские бортовые грузовики и эвакуаторы с КМУ Unic и Tadano. Однако с 2005 года у наших потребителей появилась возможность купить новый кран манипулятор Unic непосредственно в России у дилера Furukawa Unic Corporation — фирмы «Мега Драйв». КМУ Unic представлены четырьмя сериями, различающимися типом привода, грузоподъемностью, максимальным грузовым моментом и длиной стрелы. В каждой серии представлено по несколько моделей с разным количеством секций стрелы: минимальное количество — от двух до трех, максимальное — от трех до шести. Самая легкая серия URA-100 имеет электропривод, грузоподъемность до 1 т, максимальный грузовой момент 1,8 тм. Более тяжелые серии оснащены гидроприводом. Серия URV-230 характеризуется грузоподъемностью до 2,33 т и максимальным грузовым моментом 3,96 тм. Серии URV-290, URV-340, URV-370 и URV-500 обладают грузоподъемностью до 3,03 т и максимальным грузовым моментом от 4,54 до 12,42 тм. В качестве сменного оборудования, помимо грузового крюка, применяется люлька для работы людей на высоте и осветительное оборудование.
Фирма «Tadano» выпускает три группы КМУ: тяжелые, средние и легкие. В тяжелую группу включены пять серий грузоподъемностью от 3,13 до 8,2 т, в среднюю — три грузоподъемностью 3,03 т, в легкую — также три грузоподъемностью от 0,95 до 3,03 т. Тяжелые модели имеют от трех до шести секций стрелы, средние и легкие — от двух до шести.
Линейка КАТО также включает три группы КМУ, монтируемых на тяжелых, средних и легких грузовиках. Диапазон грузоподъемности тяжелых серий находится в пределах 2,93-4,9 т, грузоподъемность средних — 2,93 т, легких — 0,49-2,93 т. В каждой серии имеется по несколько моделей, отличающихся количеством секций стрелы: минимум — две-три, максимум — четыре-шесть.
В России тоже есть примеры производства телескопических КМУ с тросовой подвеской крюка, но их пока можно рассматривать именно как примеры, а не массовый продукт.
В достопамятные времена, где-то в 80-е годы, ГСКТБ краностроения вело активную работу в данном направлении, что подтверждают многочисленные разработанные проекты и созданные образцы техники. Кстати, одна из этих разработок дошла до серийного производства на Казанском электромеханическом заводе. Правда, организовать массовый выпуск так и не удалось. Предприятие то возобновляло изготовление кран манипуляторов, то приостанавливало. Сейчас на КЭМЗ идет разработка усовершенствованного варианта крана. Казанский КСБ-1571 имеет 3-секционную телескопическую стрелу, одна секция которой выдвигается гидроцилиндром, а другая (последняя) — вручную при помощи штурвала. Лебедка установлена у основания первой секции стрелы. Наибольшая грузоподъемность на вылете 2,1 м составляет 4 т, при максимальном вылете 10,8 м — 0,45 т, если КМУ смонтирована на шасси ЗИЛ-131, и 0,6 т — на шасси КАМАЗ-5320/43101. В качестве сменного рабочего оборудования предлагается люлька для подъема людей на высоту.
Еще один пример. В 90-х годах Угличский машиностроительный завод предпринял попытку производства телескопических КМУ с тросовой подвеской крюка СКПТС-3, но они также не получили широкого распространения. Максимальная грузоподъемность крана на вылете 3 м равнялась 3 т.
Более свежий пример. На Алапаевском заводе «Стройдормаш» в 2004 году было принято решение о подготовке и организации производства линейки гидравлических кранов-манипуляторов, допускающих использование тросовой лебедки и крюковой подвески. Первым результатом на пути практической реализации этой программы стал кран-манипулятор КМУ-400. В настоящее время на заводе полным ходом идут работы по созданию еще двух моделей КМУ с меньшими, чем у КМУ400, показателями грузового момента. КМУ, в зависимости от модели, способны поднимать грузы массой от 2 до 5 т на высоту от 4 до 17 м. Стрелы, оснащенные универсальными элементами крепления, позволяют легко и быстро присоединять различное навесное рабочее оборудование, удлинитель-укосину, разнообразные ковши, крюковую подвеску с лебедкой для подъема грузов в зафиксированном положении стрелы, бадью для бетона, люльку, что превращает данную машину из простого крана-манипулятора в многоцелевой.
ООО "Автомиг" |
Создание сайта
|
Смена движка сайта
|